Введите ваш запрос для начала поиска.

Записей не найдено.

Записей не найдено.

Что такое исинская глина и как изготавливают чайники? вернутся на главную

Исинская глина или Цзы Ша — собирательное название для глин, добываемых в районе города Исин в Китае.

Получили известность благодаря изготавливающейся из них посуде, в основном чайникам, продающимся в Исине. Чайники изготавливаются в расположенном в 20 км от Исина городе Диншучжене, где на этом производстве заняты почти 70 % населения. Своей славой Исинские чайники обязаны во первых уникальным свойствам местной глины, а во вторых — идеальной, вывеверенной веками конструкции.

Глина, похожую на исинскую, встречается многих местах, но исинская отличается высоким содержанием каолина и мелких силикатных частиц, что после обжига дает изделиям жирный блеск и пористую структуру, состоящую из двух типов пор — закрытых и открытых. Как раз из-за этих пор исинские чайники медленно остывают и позволяют при заварке чая ему дышать.

Исинские глины можно разделить на три основные вида:

1. Цзы Ша

2. Бень Шань Лу еще называемую Лу Ни

3. Чжу Ша, также известную как Чжу Ни

Для получения гаммы цветов от жёлтого до чёрного эти виды глины смешиваются, добавляются органические и минеральные вещества, варьируется температура обжига.

Глина добывается в Хуанлуншане и Чжаочжуаншане рядом с Шушанем. Цзы Ша и Лу Ни добываются в Хуанлуншане, а Чжу Ша — в Чжаочжуаншане. Добыча Чжу Ша строго регламентируется из-за ограниченности ее запасов, изделия из нее самые дорогие.

Глину Цзы Ша можно разделить на два подвида. В Хуанлуншане глина лежит пластами. Самый верхний слой — пластичная глина — называют ее — Цзя Ни, последующие — окаменелые, такую глиную называют Нень Ни. Мягкая глина считается худшей, из нее изготавливают повседневную утварь.

Пласты глины распределяются следуюшим образом (сверху вниз):

1. Нень Хуан Ни — мягкая глина, худшее качество

2. Бень Шань Лу — окаменелая

3. Цзы Ша, еще называемая Ген Ша — качество среднее из-за ее грубости. Окаменелая.

4. Бень Шань Лу — окаменелая.

5. Цзы Ша — высшее качество, окаменелая. Иногда добывается в шахтах, глубина которых достигаяет 100—150 м.

Цзы Ша имеет сравнительно большое количество каолина, что позволяет обжигать изделия при температуре до 1200 градусов, при которой изделия из простой глины расплавляются. Из-за этого изделия из исинской глины, несмотря на их хрупкость, имеют большую твердость.

Когда появляется чайничек, с ним вместе приходит благоденствие.

 Небольшой город Исин в провинции Цзянсу называют керамической столицей Китая. Здешняя керамика - тонкокаменные изделия из цветных глин, не пропускающие воду в неглазурованном состоянии. Начало керамического производства в этом районе, богатом глинами, теряется в глубокой древности, и из древнейших изделий мало, что сохранилось. Согласно легенде, начало производству было положено лет за 400 до нашей эры, когда крупный чиновник из государства Юэ по имени Фань Ли создал здесь мастерские, за что получил прозвище Князь Красной Керамики (Тао Чжугун). Во время династии Сун исинская керамика вышла уже за пределы Исина, а при Минской династии уже была популярна. Керамика из "лилового песка" - это общее название для изделий, выполняемых из трёх видов глин, добытых в районе Исина, а именно красной, фиолетовой и зелёной. Поскольку район их залегания достаточно обширен и содержит самые разные слои, а при обжиге используются различные температура и время, разнообразие цветов и оттенков готовых чайников настолько велико, что поражает воображение. Поэтому, обнаружив где - то чайничек неестественно синего или зелёного цвета, не подумайте, что он был покрашен какими - то красителями. Сама глина, подобно хамелеону меняет свои цвета в умелых руках мастеров. В общем можно говорить о пяти особенностях чайников, выполненных из исинской глины, а именно:

1. Она не влияет на аромат и вкус завариваемого чая. Именно поэтому изготовленная из неё чайная посуда используется для заваривания чая с целью последующего вкушения его оригинального аромата и вкуса, а также созерцания цвета, получившегося исключительно в результате взаимодействия воды с чайными листьями.

2. Она способна "впитывать" чайный настой, а также накапливать в процессе постоянного заваривания "чайную накипь". И именно эта способность позволяет старым чайникам являть нам чудесное "превращение воды в чай".

3. Она легко промывается. Если чайник долго не использовать, то тяжело избежать посторонних запахов, которые абсолютно недопустимы в том случае, если вы действительно хотите заварить чайничек хорошего чая. Для устранения этих запахов достаточно два - три раза залить в чайник кипяток, а после сполоснуть прохладной водой, и он снова готов к использованию без возможного изменения естественного аромата чая. 

4. У чайничков из качественной глины очень низкая теплопроводность и медленная теплоотдача, благодаря чему чай внутри чайника остывает достаточно медленно, а ручку чайника всегда можно брать, без страха обжечься.

5. И, наконец, она очень теплоустойчива, и, если залить в чайник тёплую воду, а затем варить в нём чай, можно не беспокоиться о том, что чайник расколется. Одна из лучших практических характеристик иссинских чайников, которая позволяет совершать то самое "чудесное превращение", связана с достаточно высоким показателем пористости. Ведь именно поры обеспечивают хорошую циркуляцию воздуха. Содержащиеся в лиловой глине в большом количестве  оксиды металлов образуют в её микроструктуре множество скоплений, из - за чего иссинские чайники и обладают порами двойственного характера. Иными словами, такая глина запускает внутрь себя содержащиеся в чае компоненты и хранит их там, словно мёд в сотах. Кроме того, многие типы иссинских глин обладают хорошей пластичностью и сцеплением из - за чего очень удобны для создания художественных элементов и тонкой отделки. Все эти природные характеристики и сделали лиловую глину исключительной для создания прекрасных чайников.

Глина из Исина

В древности жил некий странствующий монах. Как - то раз, проходя через одну деревушку, находящуюся в районе Исина, он непрерывно выкрикивал: “Продаю дорогущую счастливую землю!” Местные жители очень заинтересовались столь странным товаром, но всё же наблюдали издалека, не решаясь выяснить, о чём же идёт речь. Монах, заметя такую нерешительность, стал ещё громче кричать: “Не хотите покупать дорогущую, так спешите покупать счастливую!” После чего повёл проявивших интерес сельчан в пещеры гор Цинлун и Хуанлун, находящихся неподалёку. Придя на место, все присутствующие увидели глину пяти цветов: красную, жёлтую, зелёную, бирюзовую и фиолетовую. Именно так, согласно преданиям, была обнаружена исинская глина.

В самом Исине глину делят на три вида следующим образом: белая глина, первоклассная глина и нежная глина. Белая глина - это залегающие отдельно, в основном имеющие серо - белый цвет алевритные и бокситные глины. Первоклассная глина - это, как правило, в основном лилового цвета бокситные многоцветные глины (часто также называемые сланцем), не прошедшие процесс выветривания (эфлорисценции). Также их называют “каменной костью”. Она является одновременно твёрдым и хрупким материалом. И, наконец, нежная глина - это глина, как правило, грязно - жёлтого и серо - белого цветов, имеющая множество оттенков, мягкая, нежная и тонкая по своей структуре. В независимости от того, первоклассная это глина или нежная, все они содержат большое количество оксидов металлов. С большим содержанием - более 8%, с малым содержанием - около 2%. Именно из - за разного содержания металлов глина после определённой обработки и различных видов обжига приобретает самые различные оттенки чёрного, бурого, фиолетового, жёлтого, зелёного и других цветов.

Собственно лиловая глина - это прослойка в пластах первоклассной глины, толщина которой, как правило, составляет от 90 см до 1 метра . Основными составляющими компонентами породы являются слюда, а также различные каолины, кварц, металлы. Именно особое сочетание компонентов придаёт ей столь желанные при изготовлении чайников свойства, как пластичность, высокая прочность сырца, низкий коэффициент усушки.

Исинские чайники выполнены достаточно скромно, со специфическим налётом старины, как правило, в одном цвете, хотя, если смешать глины различных цветов, после обжига можно получить многоцветный чайник. По мере того как чайник на протяжении длительного времени служит для приготовления чая, и при этом о нём заботятся, он впитывает в себя чайные “соки”, и на его поверхности появляется некий маслянистый блеск, который придаёт ему ещё более живой вид. Именно тогда заложенный в него изначально и не раскрытый дух начинает проявлять себя, придавая ему особую ценность.

Выбор чайника

Чтобы, зайдя в магазин, выбрать изначально хороший чайничек, попробуйте проделать следующие действия, которые, как правило, позволяют заметить недостатки.

•  Налейте в чайник воды чуть более половины. Затем закройте крышку и заткните пальцем отверстие в ней. Если при сливе вода не просачивается, это говорит о том, что чайник сделан герметично и в процессе заваривания проявленный чайным листом аромат не будет улетучиваться.

•  Во время слива воды обратите внимание на плотность струи. Она должна продолжать контуры носика, не рассекаясь и не обрываясь, подобно струям водопада. В идеале она должна напоминать гладко изогнутую стеклянную трубочку.

•  Снимите крышку и, перевернув, поставьте чайник на какую - нибудь поверхность, отверстие носика и заливное отверстие должны находиться на одном уровне, за исключением чайников с особым дизайном. Если отверстие носика расположено выше, во время слива вода будет просачиваться из - под крышки. Если наоборот - вода побежит из носика до того, как чайник наполнится.

•  Внешний вид чайника должен быть гармоничным и законченным. Не будет лишним, если вы внимательно осмотрите качество внешней поверхности.

•  Поставьте чайник на ладонь и легонько постучите по корпусу чайника. Так вы сможете оценить качество использованной глины. Если звук очень глухой или резкий, то это не является хорошим признаком.

•  И наконец, налейте полный чайник и поднимите его: центровка чайника не должна быть нарушена, а толщина и изгиб ручки не должны создавать каких - либо неудобств или неприятных ощущений для руки.

В конце хочется отметить, что при покупке чайника в первую очередь полагайтесь на свои ощущения. Все эти правила, в конечном счёте сводятся к одному понятию “гармония во всём”. Игнорируя какие - то мелкие недостатки, даже обычный современный серийный чайничек из “лилового песка” со временем в результате постоянного применения и заботы может превратиться в достаточно ценный экземпляр.

Подготовка нового чайника

Как правило, все новые чайники имеют посторонние запахи. Если сразу начать заваривать в нем чай, то на протяжении какого-то времени это будет оказывать заметное влияние на аромат и вкус чая. Поэтому после покупки следует сделать несколько шагов для подготовки чайника к применению.

Прежде всего, необходимо не просто помыть чайник, а, используя шершавую губку или зубную щетку, соскрести с внутренних стенок чайника случайно прилипшие песчинки и кусочки глины.

Далее в чайник можно засыпать сухой чай и оставить его там на некоторое время, после чего начать использовать. Тем же, кто относится к подготовке чайника более серьезно, рекомендуем поместить его в чистый котел или кастрюлю, после чего варить на медленном огне, залив водой, в которую засыпать чай. Чтобы чайник не повредился во время кипения, его можно обернуть какой-нибудь тканью. Чай засыпается как в котел, так и внутрь чайника. Для такой обработки чайника обычно используют от 200 до 300 граммов чая. Кипятить чайник нужно около двух часов, затем оставить в котле еще на два-три часа. По окончании процесса чайник сполоснуть кипятком и просушить. Лишь после такой подготовки новый чайник готов к встрече с хорошим чаем!

Немного о художественной стороне чайников из лиловой глины

Исинские чайники по праву считаются шедевром мировой керамики, интерес к которому чрезвычайно велик. Конечно же, изначально они оценивались с точки зрения практического применения, но на сегодняшний день многие из них стали настоящими произведениями искусства. И в зависимости от того, какой чайник мы рассматриваем, рыночная стоимость может определяться как его практическими свойствами, так и художественной ценностью. Ведь вслед за тем, как знаменитые мастера проявляли все большую изобретательность, чайник стал не просто одним из источников радости для заваривающего чай. Он доставляет эстетическое удовольствие при созерцании превосходного произведения даже тогда, когда находится в покое!

Художественная ценность керамического чайника определяется целым рядом факторов, таких как: использованная глина, цвет чайника, его форма, стиль, проставленная печать, выгравированное имя, а также мастерство, с которым прорисовывались картины, писалась каллиграфия, наносилась резьба.

Уход за чайником

“Как неотполированная яшма не становится изящным предметом, так и чайник, о котором не заботятся, не вызывает интереса!”

Обычно поверхность нового чайника выглядит матовой и тусклой. Лишь в процессе постоянного использования и соответствующего ухода чайная посуда приобретает маслянистый глянец, проявляя изначально скрытые жизненные силы. Этот процесс и принято называть заботой, или уходом за чайником.

Первым шагом в этом процессе является заваривание китайского чая. Поскольку поры чайника при изменении температур впитывают различные компоненты чайного отвара, со временем это приведёт к тому, что поверхность чайника станет маслянистой и блестящей. Но важно помнить, что, если вы будете целенаправленно кипятить чайник в чайном отваре или обливать и заливать отвары в чайник - одним словом, использовать какой - то “аппарат по уходу”, это не позволит вам двигаться по пути понимания магии чая. Лишь постоянно заваривая чай, можно раскрыть всё скрытое в чайнике, так сказать, позаботиться о нём.

После того как вы закончите чаепитие, извлеките испитой чай и промойте чайник внутри и снаружи чистой водой. Также обратите внимание, не остались ли крошки чая в носике и сеточке. Во время мытья нельзя использовать никакие моющие средства. Также не желательно с силой промывать чайную посуду какими - либо губками, чтобы не смыть с неё поселившийся аромат и глянец и не уничтожить плоды длительного ухода.

В завершение следует стереть мягкой тряпочкой, используемой исключительно для данной цели и не имеющей никаких запахов, остатки воды с поверхности чайника и поставить его в проветриваемое место для полной просушки. Только после этого чайничек закрывается крышкой и возвращается на место.

Вы также можете время от времени брать чайник, чтобы полюбоваться им; кстати сказать, этому действу в китайской чайной культуре отводится особое место. Слегка натирая его специальной чайной тряпочкой или просто поглаживая ладонями, со временем вы сможете почувствовать, что что - то живое отличает его от всякой другой кухонной утвари и позволяет со временем лишь приобретать всё большее совершенство. При этом совершенно не обязательно протирать чайник отваром, и уж тем более натирать его масляными средствами, поскольку первое никак не влияет на “пробуждение” чайника, а второе и вовсе губит всё ранее приобретённое.

Исинская глина.

Изделия из глины - чашки, чайники, чайные фигурки - являются неотъемлемой частью китайской чайной культуры. Глиняная посуда знатоками чайного искусства ценится наравне с лучшим чаем свежего сбора, так как в большинстве случаев она является не только произведением гончарного искусства, но и своеобразной "целебницей", которая наполняет приготовленный напиток особенным ароматом и придает ему еще большие целебные свойства.

История гончарного дела и собственно изготовления чайных сервизов и чайной утвари в Китае имеет длинную историю. По этой тематике в Китае и за рубежом написано немало специализированной литературы. Тем не менее, специалисты в различных уголках мира по-прежнему продолжают исследовать эту удивительную тему, пытаясь понять и объяснить особенные свойства глиняной посуды и восстановить прежние и разработать новые приемы ее обработки.

Производство глиняной чайной утвари - трудоемкая работа, требующая наличия специальных знаний и умений. Шагами, которые делает мастер на пути создания шедевра, является подборка глины, ее первичная обработка, лепка и обжиг.

1. Требования, предъявляемые к глине для изготовления сосудов

Отбор глины для изготовления сосудов - важная часть работы мастера. Не каждая глина может использоваться в работе гончара, а лишь та, которая отвечает следующим требованиям:

  • Хорошая вязкость.
  • Малая усадка при сушке и обжиге.
  • В исинскую глину не добавляют иные ингредиенты - она обладает всеми необходимыми качествами, чтобы после обжига превратиться в керамику.
  • Изготовленная из пурпурной глины посуда обладает ценным качеством - после обжига она отдает глубоким красно-бурым отблеском.

2. Формы сосудов и их внешний орнамент

Как это указывалось выше, история гончарного дела в Китае насчитывает не одно столетие. За это время мастерам удалось открыть и представить людям огромное количество глиняных форм. Сегодня дизайнеры, проведя систематизацию форм и орнаментов, склонны выделить следующие, наиболее встречающиеся формы чайных сосудов.

  • Чайники с рельефными накладками в виде природных и растительных форм - "хуахо". Такие чайники получили название "цветочные чайники". Мастера, изготавливая чайники в таком стиле, отражают в их внешнем убранстве естественные природные формы. Иногда рельефная лепка сопровождает лишь какие-либо отдельные части сосуда - носик, крышку, ручку.
    Форма сосуда также может напоминать какой-либо плод или элемент растения. В этом свете достаточно интересен так называемый "тыквенный чайник", изготовленный минским мастером Чэнь Уюанем. За основание чайника мастер взял образ простой тыквы, ручка чайника была выполнена в виде верхнего черенка плода, носик - в виде листьев, будто бы выросших из черенка, которые, плавно сочетаясь с лозой, спускались вниз сосуда.
  • Чайники строгих геометрически форм - "гуанхо". Чайники, выполненные в стиле "гуанхо", имеют круглые, цилиндрические, квадратные, конусовидные и иные формы. Для этого стиля чрезвычайно важна точность линии и формы, так как именно строгие геометрические пропорции определяют эстетическое качество предмета. В рамках стиля "гуанхо" выделяются две основных формы: кубическая и шарообразная. Каждая из форм имеет свои особенности, на которые мастеру необходимо обращать особенное внимание.
  • Чайники с формами в виде элементов растительного и животного мира. В основе форм и орнаментов, присущих этому направлению, лежат элементы окружающей среды и растительного мира, интерпретированные мастером и представленные им в своем творении не в явной, но в скрытой форме. Иногда это могут быть переживания автора, его видения окружающего мира, которые он отражает в своем шедевре. Именно поэтому при первом осмотре сосуда, изготовленного в этом стиле, не сразу удается определить тот предмет или природное явление, которое было взято за основу.
  • Гуандунские и фуцзяньские чайники малых объемов "шуйпинху". Этот вид чайников относится к серии "гуанхо", однако имеет рад своих особенностей, что позволяет вынести его в отдельный подкласс. Главная особенность чайников этой серии - его объем. Их вместительность чрезвычайно мала и обычно составляет 60-80 миллилитров. Несмотря на это чайники подобной серии имеют высокий спрос в китайских провинциях Гуандун и Фуцзянь, где для приготовления местного чая используются традиционный способ "гунфуча" (высшее мастерство чая). Жители провинций Гуандун и Фуцзянь в основном пьют "улунские чаи" - полуферментированные "зеленые чаи с красной каймой", к которым относятся сорта: "дахунпао", "тегуаньинь" и другие чаи, заваривание которых требует наличия определенных навыков и умения.

Технология изготовления чайников серии "шуйпинху" не очень сложна, но все же требует наличия определенных знаний. Так, например, носик, горлышко и ручка чайника должны быть выполнены на одном уровне, дабы предотвратить возможное выливание воды из него через носик.

Мастера по изготовлению глиняной чайной утвари за долгие века творения создали поистине уникальные серии глиняных чайников. Наибольшее распространение, как мы теперь можем судить, получили естественные формы сосудов, копировавшие элементы живой природы и растительного мира. Несмотря на то, что в подобном полете авторской фантазии прослеживается некая "архаичность", изделия китайских мастеров получили высокое признание как на внутреннем, так и на внешнем рынке, возможно, как раз благодаря своему удивительному сочетанию и слиянию с природным началом.

3. Обжиг глины

Обжиг является одним из важнейших компонентов технологического процесса по изготовлению глиняной чайной утвари.

Традиционная китайская печь для обжига глины за свою удлиненную форму получила название "печь дракона" (лунъяо). Несмотря на то, что печь "лунъяо" была изобретена в далекие времена, она и в настоящее время имеет большую популярность и повсеместно используется китайскими мастерами для обжига глины. Печь складывается из естественных каменных пород: обработанные камни смазываются раствором и выкладываются вдоль, образуя длинный извилистый тоннель с отверстиями. В верхней или боковой части печи проделывается один дымоотвод, который одновременно служит "окном" для наблюдения за пламенем и местом для подкладывания дров. В качестве топлива для поддержания пламени в печи используется императа цилиндрическая и сосновые ветки. Такое топливо позволяет поддерживать температуру в печи на отметке около 1150 градусов.

Подготовка нового Исинского чайника

1.Из носика, отверствия пуговицы, удаляются крупицы глины. Используют щепку бабука, чтобы не повредить чайник.

2.Промывка теплой водой 5-6 раз. Никаких моющих средств! Вода не более 50 градусов.

3.Полная просушка.

4.Контрастные водные процедуры. Они снимают внутреннее напряжение и открывают поры. Первый раз мастера особенно осторожны - во время производства в чайнике могут создаться внутренние напряжения, которые могут привести к трещинам. Поэтому первый раз чайник медленно наполняется горячей - 80 градусов - водой и обливается снаружи. Когда поверхность высохнет, воду выливают и наполняют чайник теплой - около 40 градусов водой. Следующий шаг - кипяток - вода 100 градусов, потом - 50 градусов, опять 100 градусов - комнатная температура, потом 100 градусов - максимально охлажденная, даже ледяная. Перед последней заливкой важно какие звуки издает чайник - если покажется, что тихие потрескивания чайника слишком пугающие, температуру второй воды не уменьшают до максимума, а добавляют пару промежуточных заливок, уменьшая температуру второй воды каждый раз на 15-20 градусов.

5.Варка чайника. Эта стадия нужна для того, чтобы зря не расходовать хороший чай - если сразу заваривать чай в новом чайнике, первые 5-10 заварок будут "неправильные", так как новый чайник жадно впитывает в свои пористые стенки чай. Для этого надо чайник наполнить чайными листами того cорта, который Вы планируете заваривать в новом чайнике. В большой, чтобы полностъю утонули чайник и крышка, и осталось поверх воды не менее 2- 3 сантиметров, емкости (кастрюле) заварите воду, и при "крабьих глазах"(степень кипения воды» осторожно опустите чайник держа щипцами, а потом и крышку на дно. Между чайником и крышкой cледует разместить мягкую прокладку, чтобы при кипячении они не разбились друг об друга. Для этого можно использовать белую ткань из хлопка, сложенную в несколько слоев. Сразу надо перейти на максимально медленный огонь. Через минут 10-15 из чайника надо удалить чайный лист - чтобы во время варки не выделились вредные алкaлоиды. B чайном настое чайник надо кипятить еще час и дать остыть вместе с настоем. Вынув, промыть и высушить в темном месте. Чайник готов!

вернутся наверх